Информация для родителей

Аквабилдинг


Аквабилдинг – это одна из разновидностей водной оздоровительной гимнастики, родственная аквааэробике, но отличающаяся большей интенсивностью нагрузок, и, как следствие, - более быстрым и очевидным эффектом.

Как и в аквааэробике, в аквабилдинге используются уникальные свойства водной среды, благотворно влияющие на организм человека. Например, эффект невесомости, как базовое состояние занимающегося, и преодоление сопротивления водной среды в различных вариантах.
Использование воздействия воды, как универсального тренажера, а также усиление этого воздействия с помощью специальных аксессуаров и спортивных снарядов, лежит в основе комплекса упражнений, называемого аквабилдингом.
Для аквабилдинга характерны упражнения, рассчитанные на различные группы мышц, и сфокусированное воздействие на наиболее проблемные участки тела – живот, бедра и др.
В процессе занятий большое внимание уделяется позвоночнику и устранению проблем, с ним связанных. Немаловажной составляющей является также постановка правильного дыхания и упражнения для укрепление сердечнососудистой системы, профилактики отеков, варикоза и др.
Для усиления воздействия упражнений используются различные аксессуары и спортивные снаряды. Так, большую роль во время занятий играют ласты, которые не только позволяют быстро плавать, но и помогают создавать дополнительную нагрузку на ноги, а также образовывать вокруг занимающегося интенсивное движение воды, обладающее массажным эффектом и способствующее улучшению кровообращения.
Также в процессе занятий используются привычные аквааэробные аксессуары: поддерживающие пояса, перчатки, гантели и др.
Аквабилдинг для детей проводится с использованием спасательного жилета или резинового надувного круга, которые дают возможность бегать и двигаться в воде, не соприкасаясь с дном.
Как показали исследования, именно такой бег и упражнения оказывают превосходный тренировочный и оздоровительный эффект.
Поддерживаемый спасательным жилетом, ребенок находится в воде как бы в подвешенном состоянии. Это позволяет ему включать в работу почти все группы мышц, эффективно развивать функцию органов дыхания, сердечнососудистую систему, улучшение гибкости суставов.

При выполнении упражнений в воде ребенок затрачивает гораздо меньше энергии, чем при занятии физкультурой на земле. Поэтому аквабилдинг особенно полезен ослабленным и физически слабо развитым детям. Облегчает выполнение упражнений выталкивающая сила воды. Занимаясь аквабилдингом, ребенок не только научится хорошо плавать, но значительно укрепит свое здоровье.













В России первая школа плавания открылась в 1827 г. на Неве. Журнал «Северная пчела» писал об этой школе следующее: «В Петербурге занимается фехтмейстер Гризье. Мы видели его учеников, мальчиков, которые три недели назад боялись войти в ванну, а ныне плавают и ныряют, как рыбы в просторных ваннах, в самой Неве в бурную погоду. Желательно, чтобы и другие молодые люди воспользовались его наставлениями». В этот же период было открыто еще несколько школ плавания: в 1834 г.— на Большой Неве и в 1838 г.— на Васильевском острове. В России большую роль в развитии как массового, так и спортивного плавания сыграла школа плавания, основанная в 1908 г. в Шувалове (недалеко от Петербурга). Она была организована на общественных началах по инициативе морского врача В.Н. Пескова. В течение летнего сезона в ней обучалось плаванию до 400 человек. Занимавшиеся ежегодно участвовали в соревнованиях и могли получить звание магистров и кандидатов плавания при условии выполнения 12 следующих упражнений: 1) проплыть 3000 м; 2) проплыть па спине 1500 м; 3) проплыть 1500 м в одежде и обуви способом брасс; 4) проплыть 450 м на спине с помощью движений одними руками; 5) проплыть 450 м с помощью движений одними ногами; 6) проплыть 30 м на спине, держа камень весом 2 кг в одной руке; 7) проплыть 30 м под водой; 8) нырнуть на глубину 4—5 м за камнем 5 раз подряд с отдыхом 2—3 с; 9) раздеться в воде; 10) выполнить спасательное плавание на 75 м; прыгнуть со старта, проплыть 50 м, захватить «утопающего» и проплыть с ним 25 м, 11) оказать первую помощь «утонувшему»; 12) сделать с 7-метровой вышки три прыжка с места и три с разбега.
Очевидная сложность этих норм свидетельствует об отличной подготовке русских пловцов. Понимая, что для развития спортивного плавания в России необходимо развивать и массовое плавание, выпускники Шуваловской школы организовали школы плавания в Феодосии, Баку и Ораниенбауме, а несколько позже также в Киеве, Чернигове, Батуми, Николаеве, Ростове-на-Дону, Самаре и Москве.
Методика обучения, применявшаяся в этих школах, получила одобрение Общества русских врачей и стала применяться в 20 различных государственных и военных учебных заведениях. Одну из таких школ, занятия в которой проводились в небольшом бассейне при банях с 1912 г., посещали известные представители русской интеллигенции.
В 1912 г. в Москве было создано «Московское общество любителей плавания», проводившее занятия, как летом, так и зимой в Сандуновских банях.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию советской физической культуры и спорта как составной части социалистической культуры и всестороннего воспитания человека. С первых же дней установления Советской власти уделялось огромное внимание вопросам укрепления здоровья и физического воспитания молодежи. В 1918 г. VII съезд партии принял решение об организации всеобщего военного обучения трудящихся, составной частью которого была физическая подготовка. Всевобуч в 1918 и 1919 гг. организовал массовое обучение плаванию и переправам вплавь в ряде крупных городов СССР.
В 1922 г, при его поддержке было образовано общество плавания «Дельфин», явившееся преемником традиций Шуваловской школы и ставшее вскоре своеобразным центром спортивного плавания в стране. Под руководством профсоюзных организаций начинается учебно-спортивная работа по плаванию. Открываются спортивные школы плавания, организуются соревнования.
1925 г. преподаватель плавания Московского института физкультуры Л. Геркан издал первое после революции большое учебное пособие по плаванию "Теория и практика спортивного плавания". Эта книга явилась результатом обобщения практического опыта и теоретических основ плавания того времени. Автор в популярной форме излагает научные основы плавания: указывает на оздоровительное, воспитательное, эстетическое значение плавания; дает краткую историческую справку; рассматривает технику всех имеющихся в то время способов плавания, стартов и поворотов; описывает систему обучения, тренировку и тактику.
В специальной главе Л. Геркан знакомит читателя с планированием процесса обучения плаванию детей. Приучать детей к воде он рекомендует в возрасте 5-6 лет, в 6-9 лет следует продолжать приучение детей к воде и осваивать элементарные движения способа брасс, а в 9-12 лет дети, по мнению автора, должны изучать плавательные движения на суше на уроках гимнастики и разучить частичные движения в воде, которые должны удерживать ученика на поверхности воды. Детей в возрасте 12-15 лет Л. Геркан советует сначала обучить способу брасс, а затем другим способам плавания в такой последовательности: на спине (плавание, лежание), на боку (без выноса руки и с выносом) и кроль на груди. В возрасте 15-17 лет дети осваивают все виды спортивного плавания, а также ныряние и фигурное плавание.
С 1926 по 1929 г. в Ленинграде - центре плавательного спорта того времени - получил широкое распространение "комплексный метод" обучения плаванию, созданный преподавателями по плаванию Ленинградского института физкультуры. Появление этого метода следует рассматривать как значительный шаг вперед по пути развития методики обучения плаванию, в основе комплексного метода лежала программа параллельного обучения нескольким способам плавания. Комплектование учебных групп производилось по полу, возрасту и степени подготовленности в плавании. На каждом уроке ученики знакомились с плавательными движениями на суше и изучали их в воде. Комплексный метод предусматривал начало обучения плаванию с детского возраста. Он выдвинул способ кроль на первое место в системе обучения плаванию и обеспечил ему широкое развитие.
В 60-х годах  К. Инясевский предложил шестиэтапную систему подготовки юных пловцов. Она сводится к следующему.
Первый этап предусматривает обучение плаванию детей в возрасте 5-6 лет. Их знакомят со свойствами водной среды, учат держаться на поверхности воды и выполнять в ней простейшие, разнообразные движения.
На втором этапе детей в возрасте 7-8 лет обучают технике всех спортивных способов плавания.
Третий этап включает подготовку 9-10-летних пловцов. И так далее.
В нашей стране в соответствии с постановлениями Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР 1961 и 1969 гг. была создана единая система организации учебно-спортивной работы по плаванию в стране.
В эти годы значительно расширилась массовая работа по обучению плаванию в пионерских лагерях, были укрупнены ДЮСШ и организованы спортивно-оздоровительные лагеря для спортсменов.
В ряде городов было введено обязательное для всех учащихся 1—4-х классов обучение плаванию. С 1971 г. стали создаваться специализированные классы, целиком укомплектованные одаренными пловцами 10—13 лет.
Открытие в Советском Союзе детских спортивных школ по плаванию активизировало учебно-спортивную работу с детьми. Педагогический опыт учителей плавания тех лет — А.М. Шумина, К.И. Алешиной, Г.П. Черновой, В.Г. Якубенко, А.П. Жаринова и других — позволил разработать первые программы и учебные пособия по вопросам обучения плаванию. Занятия с детьми требовали другого подхода к обучению. Так, педагоги впервые стали использовать игровую форму проведения уроков по плаванию, что обеспечивало успешное освоение детьми воды и приобретение ими плавательных навыков, таких, как лежание на воде, скольжение, выполнение выдохов в воду.
Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.
Спортивное
  плавание включает в себя различного характера соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами.  Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния.
В соревнованиях применяются спортивные (правильные) способы плавания, которые по сравнению с самобытными способами имеют большое преимущество в скорости.
Игровое
  плавание содержит  разнообразные  подвижные игры и развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества и т. д.
Прикладное
  плавание  включает  приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.
Фигурное (художественное или синхронное) плавание представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.





Консультация:
Игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
с родителями
Экологическое состояние нашей планеты требует от нас сознательного отношения к природе. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий окружающих разумно относиться к окружающему нас миру.

Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.


Основные задачи экологического воспитания
детей дошкольного возраста:
·        Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры;
·        Экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для природы, так и для детей;
·        Создание условий для ознакомления и общения детей дошкольного возраста с природой родного края.
Игры с экологической направленностью
Дидактические игры с предметами:
«Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Овощи и фрукты»,
уточняющие представление детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;

Настольно – печатные игры:
«Времена года», «Зоологическое лото», «Дикие и домашние животные»,
направленные  на уточнение и классификацию знаний дошкольников о представителях растительного и животного мира;

Словесные игры:
«Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Опиши, я угадаю», «Найди по описанию»
закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, связную речь, быстроту реакции;

Плавание, игры в воде:
«Как кто плавает»:
крокодил  - лечь на воду, опереться руками о дно, ноги вытянуть; перебирая руками по дну, двигаться вперед.
рак – в том же положении двигаться назад.
краб – в том же положении двигаться вправо и влево.
лягушата – из положения присед выпрыгивать из воды и снова приседать.
пингвин – передвигаться по водоему, раскачиваясь из стороны в сторону, прижав руки к туловищу.
Игра развивает  координационные способности у ребенка, внимание, закрепляет знания о жителях водного мира.

«Водолазы»:
дети открывают глаза и рассматривают и достают предметы под водой.
Игра нацелена на необходимость данной профессии в нашем мире с экологической точки зрения: помочь  водоемам быть чистыми.

Игровые упражнения: «Медуза», «Звезда».
Игровое упражнение развивает кругозор детей, способствует освоению безопорного положения в воде.

«Утки-нырки»:
дети изображают уток. По сигналу они наклоняются вперед, стараясь нырнуть за кормом и ухватиться за дно. При этом приподнимают обе согнутые в коленях ноги – показывают хвостик.
Игра помогает детям понять, как тяжело уткам найти в мутной воде себе пищу.

«Усатый сом»:
Водящий – сом, все остальные становятся  в шеренгу в воде по пояс лицом к берегу. Звучат слова:
Рыбки, рыбки, не зевайте!
Сом усами шевелит.
Все на берег, он не спит!
Последние слова служат сигналом, по которому дети выбегают на берег. Сом может осалить только в воде.
 Игра родителей с детьми – это всегда  праздник для малышей!

Содержание  игр можно посмотреть в методическом пособии для родителей и воспитателей «Детям о природе» Экология в играх, Л. М. Потапова.
«Добро пожаловать в экологию» программа по экологическому воспитанию для детей 3-7 лет, О. А. Воронкевич.

С  уважением, инструктор по плаванию А. В. Яковлева







 Влияние плавания на функциональное состояние детей дошкольного возраста
«Он не умеет ни читать, ни писать», - так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать во многих культурах рассматривается как обязательная основа для разностороннего развития личности.
Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретенный навык плавания сохраняется на всю жизнь.
Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для тех детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают  ребен­ка  более спокойным, обеспечивают крепкий сон.
·        Во время погружения в воду и плавания создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы. Человечес­кое тело, погруженное в воду, характеризуется состоянием, близким к не­весомости. Сердце при этом увеличивается в объеме и перекачивает боль­шее количество крови. Давление воды на всю поверхность тела способст­вует движению венозной крови от периферии к сердцу.
Занятия плаванием — лучшая тренировка дыхательной системы. Во время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мышц, ко­торым приходиться преодолевать давление воды (15-20 кг) на поверхность груди. Выдох, который обычно делают в воду, также затруднен. Такая регулярная «гимнастика» дыхательной мускулатуры укрепляет ее, а это увеличивает подвижность грудной клетки.  Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.
·                 Во время плавания, обычного купания или только пребывания в воде происходят изменения в составе крови.
·                  Плавание закаляет организм человека, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное са­ло, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи.
Плавание – незаменимое средство для создания «мышечного корсета». Плавание – одно из средств лечения последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций. Занятия плаванием спо­собствуют уменьшению лишних жировых отложений. В то же время у очень худых детей эти занятия способствуют увеличению подкожного жира, что вместе с увеличением силы и объема мышц улучшает осанку. Упражнения в водной среде способствуют предупреждению и коррекции нарушений осанки и деформации ног дошкольников. Во время плавания происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричное напряжение межпозвонковых дисков, создаются благоприятные условия для роста тел позвонков. Одновременно происходит укрепление мышц позвоночника, улучшается работа мышечно-связочного аппарата.
К удивительным особенностям плавания специалисты относят его доступность для всех детей – девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями перенесенного полиомиелита и церебрального паралича, часто болеющих и так далее. Известны случаи, когда заниматься плаванием приходят в лечебных целях дети с проблемами со здоровьем, а в результате – становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла на занятия в бассейн, чтобы восстановиться после перенесенного полиомиелита, а стала победительницей трех Олимпиад.
 Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама, обеспокоенная ее плохой осанкой, привела заниматься плаванием для укрепления мышечного корсета. А результат занятий превзошел все ожидания: девочка не только окрепла, но и стала призером многих соревнований.

 Вода – природный целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с детей дошкольного возраста: раннее плавание детей способствует их быстрейшему физическому и психомоторному развитию. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что хорошим пловцом может стать каждый – было бы желание.

С  уважением, инструктор по плаванию А. В. Яковлева